Анализ результатов образовательного процесса
в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Кировский Центр информационных технологий» (МБУДО «Кировский ЦИТ»)
в 2024/2025 учебном году
В 2024/25 учебном году коллектив МБУДО «Кировский ЦИТ» продолжил активную работу по разработке и внедрению в учебный процесс программ технической направленности, обоснованную тем, что в 2016 году МБУДО «Кировский ЦИТ» был присвоен статус «региональная инновационная площадка» по теме «Развитие научно-технического творчества детей в сфере дополнительного образования Ленинградской области» (распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2016 года № 1871), а в 2017 году ЦИТ включился в региональный эксперимент «Организация сетевого взаимодействия между МБУДО «Кировский ЦИТ» и «Центром образования «Кудрово» по реализации экспериментальной программы (проекта) «Школа будущего инженера» (решение Координационного совета развития образования Ленинградской области от 06.04.2017г.).
Особенности организации образовательного процесса
В 2024-25 учебном году образовательная деятельность МБУДО «Кировский ЦИТ» велась по нескольким основным направлениям.
Реализовывалось 36 дополнительные общеразвивающие программы для детей четырем направленностей: технической, художественной, естественнонаучной, социально-гуманитарной. Все программы размещены в информационной системе персонифицированного финансирования «Навигатор дополнительного образования Кировского муниципального района Ленинградской области», прошли экспертизу, переведены на ПФ.
В 2024 году разработаны, опубликованы и прошли экспертизу новые программы:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажная фантазия» (автор - методист МБУДО «Кировский ЦИТ» Фейгина Евгения Алексеевна);
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Атлас компетенций» (разработана педагогическим коллективом МБУДО «Кировский ЦИТ»)
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Веб-мастер» (автор – педагог дополнительного образования Слепокурова Ирина Николаевна).
В 2024 году разработана и опубликована:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Азбука ПК (адаптированная)» (автор - методист МБУДО «Кировский ЦИТ» Фейгина Евгения Алексеевна);
Адаптированы, опубликованы и прошли экспертизу программы для детей с ОВЗ:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный пластик (адаптированная)» (авторы - Анатольева Надежда Владимировна, Бестаева-Слипченко Зарина Захаровна, Градова Алина Александровна - педагоги дополнительного образования).
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный робототехник (адаптированная)» (автор – педагог дополнительного образования Кочергина Кристина Николаевна).
Адаптирована и опубликована программа для детей с ОВЗ:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Введение в профессию (адаптированная)»
Сетевое взаимодействие в реализации программ поддержки школьного предмета «Труд (технология)»
В МБУДО «Кировский ЦИТ» в рамках сетевого взаимодействия реализуются программы цикла «Труд (технология)». Совместно с МБОУ «Кировская гимназия», МБОУ Шлиссельбургская СОШ №1», МКОУ «Синявинская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Приладожская СОШ», МКОУ «Кировская СОШ №1, МБОУ «Кировская СОШ №2» реализуются программы технической направленности на уроках по предмету «Труд (Технология)» в начальной школе:
- Технология. 3D проектирование.
- Технологии. «Lego на компьютере».
- Технология. «Проект? Просто!».
- Технология. «Робототехника».
- Технология. 3D моделирование.
- Технология. 3D дизайн с применением 3D ручек.
Реализация программ формирует первоначальные навыки работы с компьютером, закладывает основы технического мышления, что позволяет сформировать у школьников начальных классов интерес к научно- техническому творчеству. Обучение по программам проводится в три потока (продолжительность каждой программы - 11 часов).
По итогам каждого потока проводится анкетирование, в ходе которого выясняется уровень удовлетворенности изученным курсом, другие аспекты организации образовательного процесса. После завершения программ обучающимся предлагается анкета, ответы на которую позволят эффективнее выстроить содержание программ по курсу «Труд (технология)», внести изменения в календарное планирование, а также учесть эмоциональное состояние детей для организации процесса обучения в следующих потоках.
В 2024 году обучение прошли 312 учеников. По результатам проведенного анкетирования среди обучающихся, посетивших такие занятия, выяснилось:
- 80 % остались довольны знаниями и умениями, которые они приобрели.
- 75% обучающихся считаю, что такие занятия помогут им в дальнейшем подготовится к самостоятельной жизни.
- 78 % детей хотели бы заниматься в таком кружке дополнительно.
Такая система взаимодействия и сотрудничества с начальной школой МБУДО «Кировская гимназия» существует уже 7 лет и хорошо себя зарекомендовала. Её поддерживают педагоги, обучающиеся и их родители. Обучающиеся начальной школы МБУДО «Кировская гимназия» были первыми, с кем реализовывался такой совместный сетевой проект. В этом году к проекту присоединились обучающиеся 2-х классов. (ранее это были 3, 4 классы). Далее уроки «Труд (технология)» в начальной школе стали реализовываться педагогами МБУДО «Кировский ЦИТ» на базе МКОУ «Синявинская средняя общеобразовательная школа» (по программам «3D моделирование» и «Робототехника»), на базе МБОУ Шлиссельбургская средняя общеобразовательная школа №1(по программам «3 D моделирование», «3 D проектирование», «Lego на компьютере») и МКОУ «Приладожская СОШ» (Модуль «Lego на компьютере»).
В этом году впервые присоединились ученики 3-4 классов двух школ МКОУ «Кировская СОШ №1, МБОУ «Кировская СОШ №2». Присоединение к сетевому проекту новых участников начальных классов общеобразовательных школ служит подтверждением высокой оценки данного проекта и его востребованностью.
Начиная с 2021 года в рамках сетевого взаимодействия с учебными учреждениями Кировского района занятия по предмету «Труд (технология)» стали проводиться для обучающихся 7 классов. Такая сетевая реализация программа продолжилась в 2024 году.
В 2024 году уроки «Труд (Технологии)» проводились в рамках реализации модульной программы «Мой выбор» по следующим модулям: «Робототехника», «Информационные и кабельные сети» «Инженерный дизайн», «Мехатроника», «Токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Сетевое и системное администрирование», «Графический дизайн», «Мультимедийная журналистика», «Основы электромонтаж работ».
Такие занятия были доступны только для обучающихся трех школ города Кировска (МБОУ «Кировская гимназия», МКОУ «Кировская СОШ № 1», МБОУ «Кировская СОШ № 2», и МКОУ «Синявинская СОШ).
Также, в 2024 году в сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями Кировского района в рамках уроков «Труд (Технология)» реализовывалась программа «Введение в профессию». Занятия проводились по следующим модулям: «Робототехника», «Инженерный дизайн», «Менеджмент проекта», «Графический дизайн», «Основы электромонтажных работ». Формирование в школах профильных классов накладывает на школы обязательства по расширению содержания программ.
И именно дополнительное образование (МБУДО «Кировский ЦИТ») предлагает большой и разноплановый спектр дополнительных общеразвивающих программ.
Таблица 9
Реализация программы «Мой выбор» в рамках уроков «Труд (технология)»
для обучающихся 7 классов общеобразовательных школ
Год |
Количество ОУ участвующих в сетевом взаимодействии |
Количество обучающихся прошедших обучение по программе «Мой выбор» |
Количество обучающихся прошедших обучение по программе «Введение в профессию» |
2024 |
15 |
356 |
615 (остальные 11 образовательных учреждений Кировского района) |
После завершения обучения по программах «Мой выбор» и «Введение в профессию» в рамках сетевого взаимодействия обучающимся была предложена анкета.
В ходе исследования выяснилось:
- 90 % отменили комфортность своего пребывания в МБУДО «Кировский ЦИТ».
- 98 % обучающихся подтвердили хорошее к себе отношение педагогов и возможность обратиться к нему за помощью.
- 60 % обучающихся считают, что полученные знания помогут им в дальнейшем и подготовят к выбору будущей профессии.
- 80 % обучающихся хотели бы ещё приезжать на занятия в МБУДО«Кировский ЦИТ».
Также в 2024 году в рамках сетевого взаимодействия в вопросах реализации программ цикла «Труд (Технология)» приняли участие 60 восьмиклассника МБУДО «Кировская гимназия».Приведенные выше результаты анкетирования, а также увеличение с каждым годом количества обучающихся, прошедших обучение в рамках реализации программ цикла «Труд (технология)», позволяют сделать вывод о целесообразности и успешности такого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие в вопросах реализации программы «Первые шаги в профессию»
Важное место в образовании школьника занимает профориентационной работа, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил свое место в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Поэтому основной целью образования школьника не только приобретение знаний, умений и навыков, а, главное, формирование у обучающихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии, сознательного отношения к труду, психологической готовности к осознанному выбору профессии.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Первые шаги в профессию» включает несколько модулей:
- Сетевое и системное администрирование.
- Инженерный дизайн.
- Мехатроника.
- Информационные кабельные сети.
- Токарные работы на станках с ЧПУ.
- Фрезерные работы на станках с ЧПУ.
- Медиакоммуникации.
- Промышленный дизайн.
- Электромонтаж.
Обучение учащихся 8-10 классов по данной программе осуществляется через формирование знаний, умений и навыков по профессии на широкой политехнической основе. Поэтому содержание программы разработано на основе системного анализа требований к профессиональной компетенции специалистов с учетом обеспечения связи с профессиональным обучением учащихся 8-10 классов и изучением основ наук в школе.
Поэтому данная программа как по структуре, так и по содержанию имеет следующие характеристики дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме:
- направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом;
- предоставление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
- направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор;
- широкие возможности для организации и погружения учащихся в разнообразные профессиональные пробы;
- направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся, освоения ими современных социальных практик.
Что касается реализации данной программы в сетевой форме, то процесс обучения осуществляется в рамках взаимодействия МБУДО «Кировский ЦИТ» и Кировского политехнического техникума на основании договора между организациями, в котором закреплены принципы взаимодействия, включающие в себя: - требования к образовательному процессу;
- требования к материально-техническому обеспечению;
- возможности финансового обеспечения;
- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.
Договор был оформлен уже на стадии разработки сетевой ОП, что позволило более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций. Таким образом, 9 лет назад (в 2016 году) была разработана и внедрена дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Первые шаги в профессию». Естественно, что занятия должны проходить на современном оборудовании, о чем мы и договорились со специалистами и администрацией техникума, а преподавателей приняли к себе на работу по совместительству.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа (2 часа теория и 2 часа практика), что было обусловлено объемом и сложностью учебных задач, которые решают обучающиеся.
Обучение по данной программе позволяет обучающимся приобрести профессиональный и социальный опыт, профессиональные навыки для приобретения будущей профессии. В процессе освоения программы, обучающиеся знакомятся с особенностями профессий, овладеют основными профессиональными компетентностями по выбранной специальности, сформируют навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе трудовой деятельности.
Кроме того, реализация программы в новом формате способствует формированию у обучающихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии, сознательного отношения к труду, психологической готовности к осознанному выбору профессии.
Основываясь на ожидаемые результаты и подводя итоги реализации данной программы, следует отметить, что:
- за прошедшее время закончили обучение более 450 школьников. После окончания школы (9, 11 класс) ежегодно наши выпускники продолжали обучение по выбранной специальности как в КПТ, так и в ВУЗах СПБ.
- другим подтверждением эффективности данной системы может служить результативное участие школьников Кировского района в чемпионате «Профессионалы».
Таблица 11
Участие в чемпионате Профессионалы в 2024 году
Название уровня Чемпионата |
Компетенция |
Результат |
Количество конкурсантов |
Чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы 24» ФИНАЛ |
Токарные работы на станках с ЧПУ - юниоры |
Участие |
1 |
Межрегиональный этап Чемпионата по профессио- |
Токарные работы на станках с ЧПУ - юниоры |
Выход в Финал Чемпионата |
1 |
Межрегиональный этапа Чемпионата |
Фрезерные работы на станках с ЧПУ - юниоры |
Участие |
1 |
Межрегиональный этапа Чемпионата |
Мехатроника - юниоры |
2 место |
2 |
Межрегиональный этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» |
Структурированные кабельные системы– юниры |
3 место |
1 |
Межрегиональный этапа Чемпионата по профессиональному |
Сетевое и системное администрирование– юниоры |
Участие |
2 |
Очевидно, что подготовка и участие в чемпионатах повышают уровень знаний, обучающихся и формируют мотивацию к дальнейшему обучению и осознанному выбору профессии.
Таким образом, модель социального партнерства «Кировский ЦИТ- Школа-Кировский политехнический техникум» является эффективной, способствует профессиональному самоопределению школьников, и работа в этом направлении будет продолжена.
Результативно проходят профпробы, а также анализ результатов проведения профессиональных проб в рамках проекта
«Билет в Будущее»
Цель мероприятий – информирование и выявление наклонностей подростков, предоставление возможности практически познакомиться с рядом профессиональных компетенций. Проект «Билет в будущее» реализуется в рамках нацпроекта«Образование» с 2018 года и помогает подросткам осознанно выбрать профессиональную траекторию. «Билет в будущее» – проект всероссийского масштаба. Он реализуется по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». Цель Проекта – формирование осознанности и готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов. Проект включает в себя несколько этапов: онлайн-уроки по профориентации, тестирование и диагностика тестов, мероприятия профессионального выбора и прохождение профессиональных проб.
На базе МБУДО «Кировский ЦИТ» обучающиеся Кировского района проходят профессиональные пробы.
Профессиональная проба - это профессиональное испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Она способствует более сознательному, более осознанному выбору профессии.
Целью профессиональных проб в МБУДО «Кировский ЦИТ» является создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников и, в частности, детей, участвующих во всероссийском проекте «Билет в будущее».
Участвуя в профессиональных пробах, учащиеся получают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности. При этом моделируются разные виды профессиональной деятельности.
В 2024 году в МБУДО «Кировский ЦИТ» проводились профессиональные пробы по направлениям:
- Журналист
- Инженер – электрик
- Системный администратор
- Специалист по 3D моделированию
- SMM-менеджер
- Инженер – электрик
- UX-дизайнер
- Графический дизайнер
- Юрист
- Дизайнер городской среды
Пробы прошли 265 учащихся из 8 образовательных учреждений Кировского района: МКОУ «Синявинская СОШ», МКОУ «Приладожская СОШ», МБОУ «Мгинская СОШ», МБОУ «Отрадненская СОШ № 3», МКОУ «Отрадненская СОШ № 2», МКОУ «Путиловская ООШ», МБОУ «Шлиссельбургская СОШ №1», МКОУ «Назиевская СОШ».
Организация обучения на базе летнего лагеря «Эрудит»
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. С 1 по 26 июня 2024 года на базе МБОУ «Кировский ЦИТ» работал летний оздоровительный лагерь для одаренных детей «Эрудит». Количество воспитанников - 30.
В период летней смены реализовывалась программа «Умное лето». Основными задачами летней смены является подготовка обучающихся к участию в чемпионатах профессионального мастерства Профессионалы», а также к практической части ВОШ по предмету «Технология». Кроме того, способствует формированию у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального выбора, осознанию интереса к будущей профессии. Программа включает так же раздел воспитательной работы, которая предоставит возможность участникам летней смены пробовать себя в различных видах деятельности: интеллектуально-творческих, спортивно-оздоровительных, сюжетно- ролевых, развлекательных.
В рамках программы «Умное лето» реализовывалась дополнительная общеразвивающая программа ранней профориентации «Первые шаги в профессию». Занятия организованы по пяти профессиональным компетенциям: информационные кабельные сети, мехатроника, медиакоммуникации, графический дизайн, электромонтажные работы. После окончания работы летнего оздоровительного лагеря для одаренных детей «Эрудит» был проведен мониторинг удовлетворенности ожиданий воспитанников лагеря «Эрудит». В рамках летнего лагеря работала трудовая бригада в количестве 20 человек.
Сетевая реализация программ с выездом в школы Кировского района
Разработана и внедрена в учебный процесс модульная программа «Кем быть?», реализуемая в формате сетевого взаимодействия со школами Кировского района. Педагоги МБУДО «Кировский ЦИТ» по заявкам школ, основанным на пожеланиях школьников, выезжают в школы со своим оборудованием и проводят краткосрочные занятия по различным модулям программы. Итогом обучения по модулю является работа школьников над проектом, проходящая в дистанционном формате.В 2024 году обучение на базе школ района проводилось по модулям: Моделирование с помощью 3D ручки, Lego-School.
Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что организация учебного процесса является оптимальной вследствие своего разнообразия для различных категорий, обучающихся и для решения образовательных задач, решаемых в тех или иных дополнительных общеобразовательных программах:
По длительности программ – есть:
- ознакомительные курсы длительностью 6 часов (модули программы «Кем быть»), предназначенные для первоначального знакомства с многообразием возможностей в области информационных технологий.
- Программы для освоения разделов предмета «Труд (Технология)», позволяющие школьникам на современном оборудовании изучать основы этого предмета.
- Есть базовые программы по различным направлениям информационных и компьютерных технологий.
- Есть программы углубленного изучения, позволяющие школьникам подготовиться к конкурсам и олимпиадам различного уровня, выбрать дальнейший путь в профессию.
По месту организации учебного процесса:
- Часть курсов реализуется в помещениях и на оборудовании МБУДО «Кировский ЦИТ».
- Краткосрочные курсы для школьников из удаленных школ проводятся педагогами ЦИТ с выездом в школы, с использованием переносного оборудования.
- При необходимости использования сложного оборудования для предпрофессиональной подготовки занятия проводятся в помещениях и на оборудовании Кировского политехнического техникума.